© 2008-2019 Автономная некоммерческая организация Центр развития социальных проектов

  • Facebook Социальной Иконка

Россия, 119034, г. Москва, ул. Пречистенка, д. 32/1 стр. 3

info@centrrsp.ru  | +7 (495) 363-35-80

Межрегиональная конференция «Каждый ребенок имеет право на семью»

В Москве в здании Правительства Москвы прошла Межрегиональная конференция «Каждый ребенок имеет право на семью» инициированная Уполномоченным по правам человека в городе Москве.

Среди основных целей конференции – определение механизмов усиления роли института Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка в решении проблем социального сиротства и обмен опытом по созданию и реализации модели профилактики социального сиротства и развития форм семейного устройства.

В мероприятии приняли участие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Элла Памфилова, Уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Потяева, Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Владимир Петросян, представитель Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, председатели Координационных советов Уполномоченных по правам человека других федеральных округов Российской Федерации, представители профильных органов исполнительной власти регионов ЦФО, представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, специалисты и эксперты, работающие  в сфере профилактики социального сиротства и развития семейных форм  воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число участников – 150 человек.

В адрес участников и гостей Межрегиональной конференции «Каждый ребенок имеет право на семью» было зачитано приветствие от Мэра Москвы Сергея Собянина.

«Это значимое событие в общественной жизни столицы обращенное к защите прав и интересов сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня в нашей стране внедряются различные модели профилактики социального сиротства, успешно развивается практика семейного устройства детей-сирот, очень полезен обмен опытом в этой важной работе, в которой важную роль играет институт Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка. Развитие семейных форм воспитания является одним из ключевых направлений социальной политики Правительства Москвы. Социальные службы, органы опеки и попечительства оказывают всемерную поддержку усыновителям, опекунам, приемным родителям. Благодаря новой модели семейного устройства все больше сирот обретают маму, папу, родительское тепло и счастливое детство. Желаю вам дорогие друзья успешной работы на конференции, неиссякаемой любви к детям и всего самого доброго», - говорится в сообщении.

«Стратегическая цель нашей московской модели это формирование системы, которая обеспечит сохранение ребенка в кровной семье – это главная наша цель, оказание своевременной индивидуальной помощи семьям с детьми, существенное сокращение числа детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях и учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важным направлением в реализации этой модели были структурные изменения, которые произошли в системе профилактики социального сиротства и работы с детьми-сиротами. Далее – материальное стимулирование замещающих семей, реорганизация учреждений для детей-сирот, пропаганда семейного устройства и информационная кампания. Если мы говорим об организационных мероприятиях и правовых мероприятиях – это передача полностью всех полномочий по опеке и попечительству в систему социальной защиты города Москвы. В связи с этим были переданы абсолютно все учреждения системы профилактики сиротства также в систему защиты из Департамента образования, из Департамента семейной и молодежной политики и даже из Департамента здравоохранения все дома ребенка также были переданы в социальную защиту. Сегодня в нашей структуре находятся 47 таких учреждений, которые работают уже стабильно на протяжении 3 лет. Следующий момент это материальное стимулирование замещающих семей. Мы понимаем, что город обязан помогать семьям, которые берут на воспитание детей, в том числе помогать и материально. Сегодня в целях единовременной компенсационной выплаты возмещения в связи с усыновлением ребенка составляет 75 тыс. руб. на первого ребенка и до 151 тыс. на третьего и последующего детей. С первого мая 2013 года существенно увеличены размеры выплат на ребенка, переданного в замещающую семью почти в два раза – от 15 до 25 тыс. руб. на ребенка-инвалида. Кроме того, по просьбе приемных родителей Мэром Москвы было принято решение о компенсационной денежной выплате приемным семьям, которые сами за свой счет организовывают детский отдых в размере 45 тыс. руб. на каждого ребенка. Важным элементом нашей работы по семейному устройству является реорганизация самих учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня в Москве нет уже детских домов в той форме, в которой они были. Мы на их базе их реорганизовали в Центры содействия семейному воспитанию. Что это такое? Это не просто смена таблички, а это коренное изменение работы. Если раньше детские дома занимались только содержанием и воспитанием детей. Сегодня в их задачу входит обязательное устройство детей в семьи, но здесь также не может быть шаблонов», - рассказал Министр Правительства Москвы, руководитель департамента труда и социальной защиты Владимир Петросян.

«Именно Аппарат Уполномоченного поднял сегодня эту тему, потому что защита прав ребенка является нашей приоритетной задачей, а защита прав ребенка, который оказался в трудной жизненной ситуации, оказался без родителей, приобретает особую остроту. В Москве накоплен интересный опыт, именно тот опыт, который сегодня будет важен для субъектов РФ, именно поэтому мы выступили инициаторами проведения вот такой конференции. Департамент социальной защиты, который реализует в основном все программы и проекты по устройству детей-сирот сегодня делает очень много для того, чтобы действительно мы соблюдали конвенцию о правах ребенка и не допустили того, чтобы ребенок почувствовал себя в чем-то ущемленным, а основная, конечно, наша задача, чтобы ребенок жил и воспитывался в семье. Сегодня достаточно много сделано в этом направлении и аппарат Уполномоченного по правам человека достаточно серьезно контролирует ситуацию, потому что имеется целый ряд обращений в аппарат Уполномоченного по разным совершенно проблемам. В первую очередь, конечно, наибольшее количество обращений касается органов опеки и попечительства. Достаточно много обращений по жилищной проблеме», - рассказала Уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Потяева.

«Мы сегодня готовы поделиться опытом, который имеется в нашем городе по созданию системы защиты прав детей, нуждающихся в помощи государства, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и этому есть определенные предпосылки. Во-первых, в нашем городе в 2012 – начале 2013 года произошли серьезные организационные изменения в управленческой сфере. Функции органов опеки и попечительства с уровня муниципалитетов были переданы в департамент социальной защиты населения г. Москвы. Таким образом они были аккумулированы практически в одном ведомстве. нам удалось создать единую такую управленческую систему при которой все – и органы опеки и попечительства как структуры осуществляющей работу с детьми, утратившими родительское попечение, так и учреждения, в которые дети помещаются, находятся под одним управлением и реализуют единые цели и задачи, прежде всего ориентированные на защиту интересов детей. Получив вот такой объем различных структур, организаций в систему нашего города, а это 47 детских домов и школ-интернатов, которые были у нас на момент 2012-13 года, нами была разработана концепция модели профилактики социального сиротства и содействия в семейном устройстве детей, утративших родительское попечение. В марте 2013 года она была утверждена и в рамках этой модели, мы начали реализовывать все наши задачи. Основные направления реализации нашей модели заключаются в следующем – прежде всего, это сохранение ребенка в кровной семье и оказание ему своевременной интеллектуальной помощи и ребенку и семье. Следующее направление это существенное сокращение числа детей в организациях для детей-сирот и так называемое недопущение вторичного социального сиротства в случае устройства ребенка в замещающие семьи на воспитание. И, конечно, прежде всего мы делаем все для того чтобы ребенок был сохранен в своей кровной семье, воспитывался в своей семье и только если это невозможно передаем его на воспитание в замещающие семьи и в исключительных случаях ребенок может остаться на воспитание в учреждении, в организации для детей-сирот. Эта реализация нашей модели рассчитана на 3 года, до 2016 года включительно и эти цели мы сейчас осуществляем и планируем что к концу 2016 года у нас из всего числа детей, которые воспитываются в организации для детей-сирот, сейчас это 12% детей – 2600 детей сегодня воспитываются в организациях, должно остаться порядка 7% детей. То есть это только те дети, которые по тем или иным причинам не могут быть устроены на воспитание в семьи», – рассказала заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Алла Дзугаева

«В Москве мы действительно даем квартиры, более 600 квартир в год и это тоже все не совсем простая история. Могу привести пример, сейчас мы получили письмо от федеральной службы судебных приставов. Смотрите, что творится у нас – в Свердловской области количество исполнительных производств о представлении жилья детям-сиротам – 4000. Это означает, что это не просто дети, которым должны дать квартиру, а те, которые уже в суд пошли, уже выиграли суд и не могут реализовать свое право. Я хочу сказать, что за каждым шагом, которые мы делаем это все не так просто. А в Тюменской области больше 1,5 тыс. таких детей и т.д. То что я получаю вот эти вот цифры и вижу здесь в Москве нули, я понимаю сколько здесь всего стоит», – рассказал Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович

«Мы же не дублируем, мы не должны дублировать и не должны подменять собой социальные службы, социальные органы, мы должны, мы как бы знаете такие тревожные звоночки – самая главная наша задача вовремя увидеть беду и бить в колокол, чтобы не допустить большой беды. Вот это самое главное наше качество. Если мы с вами будем работать на основе превентивных мер, вовремя, там где не досмотрели какие-то службы обратить внимание что происходит, я думаю это самая главная, наверное, задача, на это надо именно в нашей деятельности как Уполномоченных делать акцент. Второй очень важный момент – вот превентивные меры. Мы же с вами все прекрасно понимаем, что если бы в стране была более эффективная социальная политика, направленная на сбережение семьи, то было бы меньше тех детей, которые остаются без семьи. Вторая задача это координация. Я думаю, что каждый из вас сталкивался с тем, что у семи нянек дитя без глаза, вроде бы много служб, много комиссий, есть органы опеки, комиссия по делам несовершеннолетних, социальные службы, но вот такой целостной координации действий когда бы каждый понимал зону своей ответственности четко понимал, своей компетенции, своих возможностей за что он отвечает и как, вот где эти точки пересечения и взаимодействия, то был бы совершенно другой эффект, и, я полагаю, что на это тоже надо обращать внимание. Не конкурировать, не делить между собой, у нас только одна задача – объединять свои усилия и правильно координировать свои действия», – отметила Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова

Начальник управления рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Виктор Зубенко отметил некоторые тенденции связанные с семейным устройством с 2009 года. «Общая численность детей в стране, оставшихся без попечения родителей снизилась за 6 лет с 682 тыс. до 493 тыс. То есть на 27,7%. Одновременно сократилась со 106 до 61 тыс. или на 42% численность выявленных и учтенных детей и подростков такой категории. В Центральном федеральном округе этот показатель чуть ниже – это 41,4%. В силу указанных факторов произошло сокращение с 90 тыс. до 64 тыс., или на 29% численность детей, переданных на семейные формы устройства. Однако что немаловажно – положительные тенденции устройства детей-инвалидов – в целом по стране как вы знаете, составляет 8,7%. Но в Центральном федеральном округе этот показатель значительно выше и составляет 38%. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, также сократилась. Если в 2009 году, она составляла 2,6%, то в 2014 – 1,8% от общей численности детского населения страны. В этой связи также хотел бы отметить, что на 1 июля 2015 года в Центральном федеральном округе проживает 118 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и это самый большой показатель по России среди всех округов. А доля такой категории детей от общей численности детского населения составляет 2%, что хуже среднего показателя по России. Там 1,8%, как я уже говорил выше. Отдельного внимания заслуживает и такой показатель важный, как уменьшение в стране почти на 2 тыс. или на 27% число отказов матерей от новорожденных детей. Вместе с тем в истекшем году значительная часть таких отказов – 1286 или 1/4 от общего числа по стране пришлась на центральный федеральный округ, из которых 50% приходится на Москву и московскую область. При этом статистика указывает, что явный приоритет выбора приемной семьи, а не усыновление».

В течение двух дней участники конференции делились инновационным опытом на выездных площадках города Москвы: центрах содействия семейному воспитанию,  в центре поддержки семьи и детства,  в центрах социальной (постинтернатной) адаптации Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

По итогам работы Межрегиональной конференции участники  приняли резолюцию в которой дали рекомендации органам власти, в частности поддержать проект федерального закона № 649934-6 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание», позволяющий обеспечить устройство в семьи детей-сирот отдельных категорий (дети подросткового возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья, братья и сестры и т.д.), и ускорить его принятие, также ускорить внесение изменений в Федеральный закон № 120-ФЗ, которыми предусматривается приведение его положений в соответствие с Федеральным законом № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и обеспечить распространение передового регионального опыта в сфере семейного устройства, накопленного в регионах ЦФО, в том числе опыт города Москвы.

Мероприятие прошло по инициативе Уполномоченного по правам человека в городе Москве и при Поддержке Правительства Москвы.

 

СМИ о Конференции:

Татьяна Потяева и Евгений Бунимович – о поддержке приемных семей Межрегиональная конференция «Каждый ребенок имеет право на семью»