© 2008-2019 Автономная некоммерческая организация Центр развития социальных проектов

  • Facebook Социальной Иконка

Россия, 119034, г. Москва, ул. Пречистенка, д. 32/1 стр. 3

info@centrrsp.ru  | +7 (495) 363-35-80

В рамках данного проекта было проведено исследование функционирования системы профилактики социального сиротства на примере Республики Карелия, Пермского Края и Томской области, а также Республики Финляндия и Великобритании:

Собраны и представлены  аналитические, нормативно-правовые, статистические материалы по вопросам профилактики в Российской Федерации социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и зарубежного опыта ( на примере выбранных регионов и стран; при этом при анализе статистики изучались данные еще ряда регионов)

Проведен подробный  сравнительный анализ собранных материалов (на примере Республики Карелия, Пермского Края и Томской области, а также Республики Финляндия и Великобритании) по следующим проблемам:

а) оценка нормативно-правовой базы выбранных регионов и зарубежных государств в области защиты прав детей и профилактики социального сиротства;

б) анализ условий и особенностей функционирования систем:

- выявления детей, нуждающихся в помощи государства, и детей, оставшихся без попечения родителей;  работы по сохранению детей в биологических семьях;  работы по реинтеграции детей с биологической семьей;  подготовки ребенка и семьи к семейному устройству;  принятия решения о подборе ребенку совместимой семьи;  работы по устройству детей на воспитание в семью;  сопровождения замещающих семей;  сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот;

в) оценка системы управления в сфере защиты прав детей и анализ  сложившейся системы по:  оценке ребенка и семьи в процессе выявления и обследования семейного и детского неблагополучия;  планированию мер по защите прав детей;  принятию решений о выборе формы защиты прав ребенка;  мониторингового контроля за  детьми, в отношении которых предприняты меры по защите их прав;  применению механизмов межведомственного взаимодействия в процессе защиты прав детей.

г) оценка количественных и качественных показателей и их социально-педагогической результативности для детей в 3 субъектах Российской Федерации;

д) сравнительная оценка социальной результативности систем устройства и воспитания детей, а также затратной эффективности результативных систем  (по материалам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот);

е) анализ проблемы определения социального заказа на услуги и выявление действующей карты услуг для семей, детей;

ж) оценка функционирования организаций в системе профилактики социального сиротства и защиты прав детей (финансирование, управление, структура, цели, результаты).

 

На основе проведенного анализа была разработана модель региональной межведомственной программы профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включающая в себя:

- методологические и организационно – педагогические основы, а также психологические механизмы профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- управленческую составляющую модели деятельности (с приложением проекта документов управленческого характера), разработанную на микро-уровне (работа со случаем) и на макро-уровне региона в целом);

- правовую составляющую модели, включающую предложения по совершенствованию регионального законодательства субъекта РФ по профилактике социального сиротства и устройству детей на воспитание в семью, с приложением соответствующих проектов нормативно -правовых актов субъекта РФ);

- финансово-экономическую составляющую модели, включающую в себя:

1. Модель финансирования системы устройства и развития детей из семей, нуждающихся в помощи государства – стимулирование семейных форм устройства и качества опеки и патроната (финансирование должно быть предсказуемым как для финансирующего органа, так и для получателя денежных средств; выполнять определенные стимулирующие функции; гибко адаптироваться к местным потребностям и инициативам; и рационально расходоваться. Планирование и расходование средств должны опираться на ясное понимание процессов и удельных затрат):

2. Методику оценки затрат и затратной эффективности в условиях деинституционализации;

3. Методику формирования годовой заявки на бюджетное финансирование в регионе;

4. Прогноз годового бюджета на среднесрочную перспективу;

5. Модель рационализации сети детских учреждений, в частности, подходов к реорганизации организаций для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;  план запуска и реализации  модели региональной программы (пошаговый план мероприятий в сфере управления, законотворчества, реорганизации сети, переподготовки кадров, мониторинга).