Обучающий вебинар для специалистов органов опеки и попечительства по вопросам деятельности органов опеки и попечительства, связанной с рассмотрением споров о воспитании детей

logo-childrightsprotectcenter.jpg

15 июля 2021 г. АНО «Центр развития социальных проектов» по заказу ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» в соответствии с государственным заданием Минпросвещения России проведен дистанционный обучающий вебинар для специалистов органов опеки и попечительства по вопросам, связанным с рассмотрением споров о воспитании детей.
В вебинаре приняли участие более 900 специалистов органов опеки и попечительства из всех субъектов Российской Федерации.
В рамках вебинара были проведены презентация и экспертное обсуждение Методических рекомендаций по сопровождению семейных споров о месте жительства ребенка и порядке общения с ребенком отдельно проживающего родителя (близкого родственника), разработанных по результатам мониторинга проблем, с которыми сталкиваются специалисты органов опеки и попечительства, судьи, адвокаты, судебные приставы и уполномоченные по правам ребенка.
Кроме того, представлены алгоритмы деятельности органов опеки и попечительства по разрешению споров, связанных с воспитанием детей, на досудебной стадии и в суде; алгоритмы взаимодействия со службой медиации для внесудебного разрешения конфликта или урегулирования судебных споров, а также компетенции специалиста органа опеки и попечительства, связанные с применением специальных психологических знаний для проведения опроса ребенка, постановки вопросов перед экспертами в случае назначения судебной психолого-психиатрической экспертизы при рассмотрении споров.
В ходе вебинара был представлен региональный опыт организации работы органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Краснодарского края, Московской и Тамбовской областей.
В качестве эксперта в вебинаре выступила Алла Зауровна Дзугаева, кандидат юридических наук, директор Центра по вопросам опеки и попечительства «Содействие» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, которая отметила востребованность среди специалистов органов опеки и попечительства методических рекомендаций. На федеральном уровне рекомендации по вопросам участия органов опеки и попечительства в рассмотрении споров о воспитании детей не издавались после 1988 года, когда для инспекторов школ по охране детства были даны рекомендации по проведению обследования по делам, связанным с воспитанием детей, и перечню вопросов, необходимых для выяснения (приказ Министерства просвещения СССР от 16 февраля 1988 г. № 21 ).
Участниками вебинара была активно использована возможность задать вопросы, касающиеся правоприменительной деятельности по разрешению споров между родителями. При этом экспертами было отмечено, что общие подходы для решения заданных вопросов отражены в методических рекомендациях.
По итогам экспертного обсуждения работа над методическими рекомендациями будет завершена.
Материалы вебинара доступны на сайте АНО «Центр развития социальных проектов», в разделе мероприятия, по ссылке: https://www.centrrsp.ru/obuchayshiy-webinar.
 

Справочно:
С 2013 года наблюдается тенденция к увеличению количества судебных споров о воспитании. Если в 2013 году органами опеки и попечительства были представлены иски или заключения в суд по названным спорам в отношении более 39 тыс. детей, то в 2020 году -уже в отношении практически 58 тыс. детей. Из них о месте жительства детей - 28 987 (22% от общего числа детей, в защиту которых предъявлен иск в суд или предоставлены в суд заключения); об участии в воспитании детей отдельно проживающих родителей - 25 734 (19%); об общении с детьми бабушек, дедушек и других родственников - 3 268 (2% ).
Загруженность специалистов органов опеки и попечительства, участвующих в судебном разбирательстве по спорам о воспитании, в среднем составляет 5 часов ежедневно с учетом 2 часов на дорогу до суда и обратно. Как правило, одно дело рассматривается судом в трех и более заседаниях.
Большинство специалистов органов опеки и попечительства испытывают сложности в подготовке заключения по существу спора о воспитании, так как не владеют знаниями основ возрастной и социальной психологии, а также технологий разрешения конфликтов (восстановительной медиации).

Методические рекомендации для органов опеки и попечительства по сопровождению семейных споров о месте жительства ребенка и порядке общения с ребенком отдельно проживающего родителя (близкого родственника)

Материалы Морозовой Е.В.: 1, 2

Материалы Цымбала Е.И.

Официальное письмо

План-график проведения Вебинара